
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться людям с ограниченными возможностями в стандартных социокультурных ситуациях. Социокультурная реабилитация и/или абилитация направлена: на активизацию и развитие творческих способностей и творческого, потенциала ребенка-инвалида в нашем случае это - глинотерапия).
Многие дети, поступающие в «ЦОРИО», имеют особенности развития наша школа специализируется по программам нозологии 4.1; 4.2; 4.4; 3.2;
В рамках реализации проекта «Доброшкола» для адаптации таких детей в 7е; 5г- незрячие дети, учащиеся с остаточным зрением проведен мастер – класс по изготовлению глиняной игрушки- «Лепка Дымковской игрушки. Лошадка» под руководством Олейник Татьяны Васильевны, учитель предмета Труд (технология)
Работа с глиной - это и хорошая профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, снятие нервно-психического напряжения, страхов, агрессии. Это концентрация на самых лучших внутренних человеческих эмоциях – Любовь, Надежда, это состояние спокойствия, безмятежности в мыслях и в чувствах, когда всё ясно и понятно и нет нужды в опасениях.
Глина, как материал, содержит массу возможностей, она теплая и прохладная, жирная и мягкая, податливая, а иногда и капризная, легко разбивается в сухом виде, легко размягчается и разводится водой. Её можно формировать руками, её можно мять, теснить, формовать в специальных формах, доводить до шликерного состояния – она с каждым занятием, будет позволять Вам все больше влюбляться в этот материал, ваши успехи будут очевидны не только вам!
Глина дает возможность получать как тактильные, так и эмоциональные ощущения. Она сближает и детей, и взрослых.
Способность глины вызвать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. А те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение «Я» в процессе изготовления поделки.
Ребёнок получает удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе работы дети часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Работая в МБОУ СШ №15 г.Липецка , в период с 1997по 2010 г вела кружок «Керамика». Мной был наработан огромный личный опыт в работе с детьми в самой обычной школе, с детьми без ярко-выраженных особенностей с зрительным восприятием.
Но, поработав в «ЦОРИО», и проанализировав предшествующий опыт, хотела бы поделиться своими знаниями, навыками, которые помогут облегчить работу учащихся, в этом виде творчества, дети придут более быстрым и уверенным путем к совершенствованию техники лепки ручным способом и в целом к лепке из глины.
Для детей зрячих алгоритм их действий
- Ручная лепка.
- Использованием форм для набивки.
В работе с незрячими детьми, алгоритм действий наоборот
1. Лепка с использованием форм для набивки.
2. Отработка ручных навыков лепки, той же самой фигуры игрушки.