Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 39 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий. Имеется специально оборудованный кабинет тифлотехнологий, оборудованный: прибором «ПИАФ» для выпуска выпуклых рисунков на капсульной бумаге, Брайлевскими принтерами. Специальное оборудование для людей со зрительной депривацией в кабинете социально-бытовой ориентировки помогает нам подготовить учащихся с нарушениями зрения к самостоятельной жизни. Кабинет социального педагога располагает социально-правовой базой по сопровождению людей с ОВЗ от рождения до 27 лет. Развивающее пространство детского сада способствует разностороннему развитию незрячих детей и детей с РАС. Имеется кабинет, оборудованный по системе В. Ф. Базарного, во всех кабинетах используются элементы системы В. Ф. Базарного. Смена динамических поз, режим работы стоя (разутыми на ковриках) за конторками, использование в образовательном процессе слабовидящих детей MAC-BOOK делает результативность обучения в начальной школе более высокой.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Учебные кабинеты
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в том числе и в библиотеке, компьютерных кабинетах.
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий. Предметно-развивающее пространство Центра дополняют кабинеты «Русская изба», «Литературная гостиная». Тифлооборудование и тифлоприборы для обучения в классах способствуют созданию безбарьерной среды и расширяют зрительные и тактильные возможности обучающихся: Smart View 360 - позволяет ребёнку с остаточным зрением работать по учебникам с плоскопечатным шрифтом, по классному учебному пространству, приближая его к себе и увеличивая до видимых размеров. С помощью этого прибора ребёнок с остаточным зрением также может писать по плоскому шрифту.
Обновление материально-технической базы учебных мастерских позволило модернизировать программы по учебным предметам «Технология» и «Профильный труд» с большей направленностью на раннее профессиональное самоопределение детей, что отвечает запросам родителей обучающихся.
Занятия со слабовидящими и слепыми обучающимися, кружковая деятельность предполагают использование дополнительных атрибутов развивающего пространства: ограничители для тарелок, говорящие крышки, нескользящие коврики, автоматические открывалки для банок, сахарница-дозатор, нож-дозатор, индикатор уровня жидкости.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Наличие специального подъёмника в бассейне для опускания детей в воду и подъёма из воды. Он используется в работе с незрячими детьми, детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.
Наличие удерживающих устройств для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Стол для занятий арм-рейстлингом позволяет развивать силу рук людям с поражением опорно-двигательной системы..
Средства обучения и воспитания
- Беспрепятственное передвижение по зданиям Центра с помощью ступенькоходов
- Беспрепятственное передвижение по зданиям Центра с помощью пандусов и поручней
- Предоставление важной информации о Центре с помощью шрифта системы Брайля
- Таблички всех помещений Центра дублируются шрифтом системы Брайля
- Зелёный лабиринт помогает обучать незрячих детей в пространстве
- Наличие тактильных указателей передвижения по зданиям
- Наличие топографических и зрительных указателей в помещениях Центра
- На дверях помещений Центра предупреждающие жёлтые круги
- Имеются информационные табло
- Наличие опор для передвижения учащихся школы и воспитанников детского сада по помещениям Центра
- Наличие специального подъёмника в бассейне для опускания детей в воду и подъёма из воды. Он используется в работе с незрячими детьми, детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.
- Наличие поручней в классах, коридорах и на лестницах Центра
- Наличие удерживающих устройств для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Наличие специальной туалетной комнаты для человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Специальные условия оборудования библиотеки
- Школьная библиотека является справочно-информационным центром, оснащённым всеми видами ТСО для слабовидящих и незрячих обучающихся, которые обеспечивают условия для индивидуальных занятий воспитанников.
- Библиотечный фонд -47037 томов, в том числе:
- художественная литература -20810,
- художественная литература по Брайлю- 2876,
- учебники-плоско-печатные -14279 экземпляра,
- учебники по Брайлю- 5207 экземпляров,
- говорящие книги -1885 экземпляра,
- научно-методическая – 1240,
- журналы - 44,
- энциклопедии -640.
- телевизионные увеличивающие устройства, с помощью которых учащимся со зрительной депривацией удобно выполнять домашние задания, читать дополнительную литературу.
- читающая машинка
- Тифлооборудование и тифлоприборы для обучения в классах способствуют созданию безбарьерной среды и расширяют зрительные и тактильные возможности обучающихся: Smart View 360 - позволяет ребёнку с остаточным зрением работать по учебникам с плоскопечатным шрифтом, по классному учебному пространству, приближая его к себе и увеличивая до видимых размеров. С помощью этого прибора ребёнок с остаточным зрением также может писать по плоскому шрифту.
- лампа-лупа
- Рабочее место ребёнка с тяжёлым нарушением зрения освещено дополнительным источником света: лампа-лупа позволяет не только увеличить количество Люкс на рабочем месте, но и, в случае необходимости, можно воспользоваться вмонтированной в источник света лупой
- увеличивающая строчная лупа и лупа с подсветкой
- увеличивающие лупы
- колодка для изучения шрифта Брайля
- аббак и линейки по системе Брайля
- прибор «Прямое чтение»
- шеститочье
- кубик по системе Брайля
- приборы, грифели, тетради и учебники по системе Брайля
- «Геоборд» - многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений
- приборы «Школьник» и «Графика»
- приборы RUBY
- ZOOM EX помогает эффективному воприятию информации детьми со зрительной депривацией
- Белые трости
- мобильный класс с MAC Book
- интерактивные доски
- Интерактивные доски – необходимое условие осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе, специальной для слепых и слабовидящих детей. Отсутствие бликов, создание необходимого размера шрифта, интерактивность выполняемых на ней действий позволяет в полной мере соблюсти офтальмо-эргономические требования к осуществлению образовательного процесса.
- приборы и пособия для развития мелкой моторики
- Песочница с подсветкой используется учителями-дефектологами в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
- Имеется специально оборудованный кабинет тифлотехнологий, оборудованный:
- прибором «ПИАФ» для выпуска выпуклых рисунков на капсульной бумаге, Брайлевскими принтерами
- Имеется специализированная Домовая церковь, где все иконы и надписи сделаны рельефным шрифтом
- Для развития зрительного восприятия и охраны зрения оборудован специальный кабинет
- Специальный кабинет оборудован для развития коммуникативной деятельности
- В Центре имеется светлая сенсорная комната
- Имеется тёмная сенсорная комната
- В Центре оборудованы кабинеты учителей-дефектологов
- Оборудован кабинет пространственной ориентировки
- Оборудованы кабинеты учителей-логопедов
- Оборудованы кабинеты педагогов-психологов
- Специальное оборудование для людей со зрительной депривацией в кабинете социально-бытовой ориентировки помогает нам подготовить учащихся с нарушениями зрения к самостоятельной жизни
- В кабинете массажа учащиеся среднего уровня общего образования получают предпрофессиональную подготовку по специальности «Массажист».
- Кабинет социального педагога располагает социально-правовой базой по сопровождению людей с ОВЗ от рождения до 27 лет
- Развивающее пространство детского сада способствует разностороннему развитию незрячих детей и детей с РАС
- Имеется кабинет, оборудованный по системе В. Ф. Базарного, во всех кабинетах используются элементы системы В. Ф. Базарного
- Смена динамических поз, режим работы стоя (разутыми на ковриках) за конторками, использование в образовательном процессе слабовидящих детей MAC-BOOK делает результативность обучения в начальной школе более высокой.
- Предметно-развивающее пространство Центра дополняют кабинеты «Русская изба», «Литературная гостиная»
- Для детей с расстройствами аутистического спектра в помещениях школы есть зрительные опоры
- Имеются спортивные помещения, приспособленные для занятий спортом детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Стол для занятий арм-рейстлингом позволяет развивать силу рук людям с поражением опорно-двигательной системы.
- Музыкально-спортивный зал детского сада любим нашими малышами
- Зал ритмики помогает в развитии пространственной ориентировки, координации движений и пластики учащихся со зрительной депривацией
- Дизайн помещений столовой также учитывает особые возможности зрительного восприятия слепыми и слабовидящими детьми. Спальни Центра и жилые помещения интерната приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Медицинский корпус Центра располагает кабинетами: амбулаторного приёма, прививочным, процедурным, кабинетами приёма врачами офтальмологом, педиатром, психоневрологом, тёмной комнатой врача-офтальмолога, адаптивной физической культуры, стоматологическим, старшей медицинской сестры, физиотерапевтическим, изолятором.
- Пространство для отдыха безопасно и адаптировано для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- Пространство творчества Центра предназначено для творческих занятий учащихся по интересам.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал; помещения для школьных кружков. Пространство для отдыха безопасно и адаптировано для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Пространство творчества Центра предназначено для творческих занятий учащихся по интересам. Зал ритмики помогает в развитии пространственной ориентировки, координации движений и пластики учащихся со зрительной депривацией
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
- Текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
- Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
- Обучение учащихся с ОВЗ производится по адаптированной образовательной программе.
Обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть также организовано на дому.
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В постоянном режиме функционирует 1 компьютерный класс, Литературная гостинная. Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, бухгалтерия, кабинеты администрации, психологов, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 110 учебных компьютеров. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Интерактивные доски – необходимое условие осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе, специальной для слепых и слабовидящих детей. Отсутствие бликов, создание необходимого размера шрифта, интерактивность выполняемых на ней действий позволяет в полной мере соблюсти офтальмо-эргономические требования к осуществлению образовательного процесса.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в том числе и в библиотеке, компьютерных кабинетах.
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в ГОАОУ ЦОРИО «Ростелеком».
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- Два локальных сервера ресурсов
- 110 персональных компьютера (в том числе и нетбуков), среди которх 60 имеют контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 25, учительских – 35
- Мультимедийных проекторов – 29
- Лазерных принтеров – 41
- МФУ – 3
- Интерактивных досок – 17
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:
групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;
домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой